f

вторник, 21 августа 2012 г.

Выкройка-основа для кукольной одежды. Цикл "Кукольный гардероб"

Несколько дней я размышляла, нужно ли размещать такой материал, пригодится ли он кому-нибудь. 
Ведь сейчас я расскажу, как построить выкройку-основу,
по которой потом можно сделать выкройки любых платьиц, пиджачков, курточек, маечек, сарафанчиков, да чего угодно.
Не сложновато ли это, думала я, может проще выкладывать сканы готовых выкроек? 
Думала, думала и решила так: почему всё должно быть очень просто, ведь не только мне интересно сделать кукле съёмную одежду, похожую на настоящую, наверняка, этого хотелось бы ещё кому-нибудь. 
И если можно это сделать грамотно, то зачем делать, как попало. 
Пусть, подумала я, среди моих материалов будут 
и готовые выкройки конкретных моделей одежды, для тех кому не интересен весь процесс, 
и более глубокие материалы для гурманов.
Простите, кто ждал готовую выкройку, она обязательно будет чуть позже.
Сегодня всё по взрослому ;))))

Для начала снимем мерки с нашей модели.
У меня - это кукла-ребёнок, а вообще, тоже самое получится  с любой куклой.
Чтоб было понятно, где измерять, я обвязала куклу нитками и натыкала в неё, бедную, булавок))) 


В принципе, сантиметр просовывать под нитки не обязательно, да и сами нитки вам не обязательно привязывать к куле. На фото вы видите, как от булавочной головки до нижней нитки, обозначающей линию низа выкройки мы отмеряем мерку "длина изделия", до нитки на талии отмеряем мерку "длина до талии", до нитки на груди отмеряем мерку "длина до груди"


По верхней нитке измеряем окружность груди


По средней нитке измеряем окружность талии


А вот окружность бёдер измеряем по самому широкому месту, а не по нитке, обозначающей низ выкройки. 


Ещё нам понадобится мерка длинны плеча


Ещё нужно измерять расстояние от точки на шее по центру переда (от которой мерили вниз), до точки на шее сбоку (она обозначена на предыдущем фото), назовём эту мерку горловиной. Сорри, но у меня эта фотка куда-то задевалась. Потом сделаю, добавлю.

Итак, у нас есть такие мерки: 
длина изделия
длина до талии 
длина до груди
окружность груди
окружность талии
окружность бёдер
длина плеча
горловина
Я намеренно не пишу  свои цифры, чтоб никого не путать. 

Приготовьте лист бумаги, линейку и не убирайте сантиметр, которым вы снимали мерки, т.к. именно по нему мы будем откладывать нужные отрезки на чертеже. Почему? Потому, что обычная линейка отличается от портновского сантиметра (я имею ввиду профессиональный портновский сантиметр, китайские изделия могут и не отличаться).
Приступаем! Читайте пояснения, смотрите на фото и всё получится!
В верху листа начертите горизонтальную линию


Вниз проложите перпендикулярную вертикальную линию. Точку пересечения обозначьте большой буквой "Ш" (шея)


От точки Ш вниз отложите отрезок, равный мерке "длинна изделия", и полученную точку обозначьте буквой "Б" (бёдра), проведите горизонтальную линию.Это линия низа изделия и линия бёдер.


От точки Ш отложите вниз отрезок равный мерке "длина до талии" и полученную точку обозначьте буквой "Т". Проведите горизонтальную линию. Это линия талии.


От точки Ш вниз отложите отрезок, равный снятой мерке длина до груди, полученную точку обозначьте буквой "Г" (грудь). Проведите горизонтальную линию. Это линия груди.


От точки Б по горизонтальной линии отложите отрезок, равный снятой мерке "окружность бёдер", делённой на два. Полученную точку обозначьте, как Б1. . 
Проведите из точки Б1 вертикальную линию и точки  пересечениях обозначьте  
 на линии бёдер - Б1
на линии талии - Т1
 на линии груди - Г1
на линии шеи - Ш1
Дальше все точки на линиях будут обозначаться соответствующей буквой и цифрой, по порядку  появления этой точки на чертеже.


От точки Б по горизонтали отложите точку , положение которой рассчитайте по формуле:
длинна отрезка Б - Б1 , делённая на два, плюс 1 см.
Из полученной точки проложите вертикальную линию до линии шеи, 
точки пересечения обозначьте, соответственно: Б2, Т2, Г2, Ш2.


На линии груди от точки Г отложите отрезок равный 1/2 снятой мерки "окружность груди", делённой на два, плюс 1см, полученную точку обозначьте Г3.
От точки Г1 по линии груди отложите отрезок, равный 1/2 снятой мерки "окружность груди", делённой на два, минус 1 см, полученную точку обозначьте Г4.



На линии талии от точки Т отложите отрезок, равный 1/2 снятой мерки "окружность талии", делённой на два, плюс 1см, полученную точку обозначьте Т3.
От точки Т1 по линии талии отложите отрезок, равный 1/2 снятой мерки "окружность талии", делённой на два, минус 1 см, полученную точку обозначьте Т4.



Из точек Г3 и Г4 проведите линии перпендикулярные линии груди до пересечения с линией шеи.
Отрезок Г2 - Ш2 разделите на три равных отрезка, обозначив их крестиками.
От верхнего крестика проведите линию, перпендикулярную отрезку Г2 -Ш2 до пересечения с линией, выходящей из точки Г3. Точку пересечения обозначьте буквой "п" (маленькой). Это точка для построения линию плеча, поэтому "п".
От точки Ш вниз отложите 1 см и полученную точку обозначьте маленькой буквой "ш". От точки Ш по горизонтали отложите отрезок, равный снятой мерке "горловина", полученную точку обозначьте ш1. От точки ш до точки ш1 проведите плавную линию, как показано на фото.


Соедините линией точки ш1 и п. Это линия плеча полочки (переда выкройки)


От точки Ш1 по горизонтали отложите отрезок, равный снятой мерке "горловина". Полученную точку обозначьте ш2.


Соедините линией точку ш2 с точкой п. Это линия плеча по спинке.


Дальше на фото ошибка Точка Ш3=Ш1 (извините, исправлю). От этой точки вниз отложите 1см. Полученную точку обозначьте ш3. Соедините её с точкой ш2. На этой линии от точки ш3 отложите отрезок равный снятой мерке "горловина", полученную точку обозначьте ш4. Соедините её с точкой п и вы получите точную, скорректированную линию плеча.


От точки ш4 по наклонной линии отложите отрезок, равный снятой мерке "длина плеча", полученную точку обозначьте п1. По идее, отрезок ш1- п должен конструктивно равняться длине плеча,но если нет, то на этом отрезке отложите ту же мерку и перенесите точку п в полученную после измерения.


Сейчас будьте внимательны!  Помните, мы делили отрезок Г2- Ш2 на три равных отрезка? Обозначьте нижний крестик буквой п2 и через эту точку проведите перпендикулярную линию, как показано на фото. На месте пресечения с линией, выходящей из точки Г3 вверх, поставьте точку п3. Измеряйте отрезок п2-п3 и его половину отложите на линии влево от п3, поставьте точку п4 и вправо от п2,  поставтье точку п5. Соедините точки п, п4, Г3, п5, п1 плавной линией, как показано на фото. Линияя должна быть гармоничной, выходить за линию груди, не проходить через точку Г2.


Внимание! такая выкройка будет верна для кукол с плоской грудью. Если вы захотите сделать основу для текстильной шарнирной куклы, сшитой по основной выкройке, то придётся ещё немного потрудиться. 
Нужно будет продлить линию ш1-п примерно вдвое. От точки ш1 отложить  1/2 отрезка ш1-п. Из полученной точки провести перпендикулярную линию до пересечения с линией груди. На этой линии проложить отрезок, равный длине выточки на выкройке куклы, а ширину этой выточки  отметить на линии ш1-п  в точке начала перпендикуляра, половину ширины выточки  в одну сторону от этой точки, половину во вторую. Затем, нужно померить расстояние от точки ш1 с одной стороны от выточки, отнять его из длины плеча и остаток отложить на линии с другой стороны выточки. Конец этого остатка будет теперь точкой п, с которой начинаем рисовать пройму.
Осталось совсем чуть чуть! 
Рассчитываем выточки на талии.
Для этого от снятой мерки  "окружность бёдер", делённой на два, отнимаем снятую мерку "окружность талии", делённую на два. Получаем, к примеру, Х.
Полученный результат Х также делим на два, т.к. у нас две детали - спинка и полочка, получаем Х/2 и распределяем на спинку и полочку.
Х/2- это общая глубина выточек на каждой из деталей. Но поскольку их две, этих выточки - боковая и по центру детали, то Х/2 делим ещё раз на два, получаем Y .  Откладываем отрезок, равный Y от точек Т3 вправо и Т4 влево и получаем точки Тп (талия полочки) и Тс (талия спинки). Смотрите на фото.


 Из точки ш1 прокладываем вертикальную линию до линии бёдер. 


Обозначаем точки пересечения, соответственно гв (грудь/выточка), и тв (талия/выточка), Б3.
Расстояние между точками Б3 и тв делим пополам. Число Y делим на два и откладываем такое расстояние влево и вправо от точки тв


Соединяем крестик, красные точки и точку гв. Получаем выточку на полочке.


 Из точки ш2 прокладываем вертикальную линию до линии бёдер. 
Обозначаем точки пересечения, соответственно св (спинка/выточка), и тв (талия/выточка), Б4.
Расстояние между точками Б4 и тв делим пополам. Число делим на два и откладываем такое расстояние влево и вправо от точки тв. Соединяем крестик, красные точки и точку св. Получаем выточку на спинке.
Рисуем боковые выточки через точки Г2, Тп и Б2 на полочке и Г2, Тс и Б2 на спинке.


Следующее фото показывает, как подкорректировать линию проймы, чтоб не было лишних неудобных уголков.


Вот такую основу выкройки мы получаем в итоге. А уже по ней мы можем выстраивать различные фасоны и модели одежды для куклы.


Устали? Я тоже немного устала.
Поэтому на сегодня ФФСЁ!

Данный МК является авторским, 
при цитировании или копировании на другие ресурсы, прошу давать ссылку на мой блог, 
по возможности, активную.

С любовью, Марыся Семицвет.

40 комментариев:

  1. Сколько работы проделано, сделать, отснять, обработать фотографии и еще "на пальцах" объяснить. Я вами восхищаюсь!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Ой, спасибо,Sveto4ek!!! Переживаю, чтоб понятно было, что да как!

    ОтветитьУдалить
  3. Слооожно, но все доступно, наглядно, и понятно! Очень хочу научиться шить и кроить по правилам. Для меня информация бесценна! Спасибо Марысечка)))

    ОтветитьУдалить
  4. Татьяна, спасибо за внимание!! Если есть вопросы - задавайте, пожалуйста

    ОтветитьУдалить
  5. Марыся, так оперативно начала цикл! С огромным интересом буду изучать (через пару дней)... хочется именно ПОНЯТЬ принцип построения, чтобы суметь "читать" выкройку и вносить изменения.. и многое другое)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, пожалуйста, при изучении зафиксируй все вопросы, которые возникнут и мне их, мне их, чтоб подкорректировать изложение.

      Удалить
  6. Марыся, я просто в восторге от того как ты все доступно показываешь!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёнушка, надеюсь, не будет лишней эта информация.

      Удалить
  7. Очень фундоментально написано...Мне всё понятно...Но как говориться ...-Упрёмся, разберёмся...Жаль, что сейчас нет времени повоять...Спасибо большущее за урок...Я как раз все эти тонкости в школе пропустила, переходный возраст помешал.

    ОтветитьУдалить
  8. ))))xzenal, навёрстывайте! И не стесняйтесь,прошу, если появятся вопросы!

    ОтветитьУдалить
  9. У меня профессия связана с пошивом одежды (я портной, закройщик и конструктор-модельер), и поэтому ваши чертежи вызвали у меня приятное щебетание внутри! Такое приятное и теплое! Люблю когда люди не пользуются готовыми чертежами, а рассчитывают, измеряют и чертят! Даже для кукол!

    ОтветитьУдалить
  10. Ой! Ой!Растерялася я... Может, профи и забракуют. Но это расчёты не для людей, исключительно для кукол...
    Я вымеряла и высчитывала. Если где-то и ошиблась... но не должна, проверяла... ой, ой.... хоть бы всё верно! Но вроде, должно. В пройме и всех круглых местах исккала именно то, что будет верным для разных кукол.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот за это вам и спасибо!Зачем браковать? Ведь есть много методов построения. И то что в одном методе правильно, может быть не правильным в другом. Так что всё супер!!! Молодцы!

      Удалить
  11. Здорово! Видно, что с любовью относитесь к тому, что делаете :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!
      А если иначе, зачем тогда делать вообще?

      Удалить
  12. Добрый вечер!
    Прежде всего - ОГРОМНОЕ Вам человеческое спасибо!
    Я кроить совсем не умею и сегодня день работы ушел насмарку...кукла так и осталась голой :(
    Наткнулась на это МК и прыгаю от радости!

    Но в процессе построения выкройки у меня проблема возникла.

    От точки Б по горизонтали отложите точку , положение которой рассчитайте по формуле:
    снятая мерка "окружность бёдер", делённая на два, плюс 1 см.
    Из полученной точки проложите вертикальную линию до линии шеи,
    точки пересечения обозначьте, соответственно: Б2, Т2, Г2, Ш2.


    У моей куклы бедра 16см.
    Перед этим шагом мы рисовали точку Б1, которую рассчитывали как "окружность бедер деленная на 2".

    А теперь Б2 получается "делённая на два, плюс 1 см", НО на фото точки идут в таком порядке:
    Б-Б2-Б1
    Т.е. получается, что Б2 должна быть меньше чем Б1?

    Подозреваю, что Б2 считается по формуле "окружность бедер деленная на 4+1см"

    ОтветитьУдалить
  13. Оксана, спасибо!!! Действительно, в описании ошибка. Точку Б2 мы получаем по формуле: длинна отрезка Б - Б1 делённая на два + 1 см. В тексте исправила. Спасииибооо!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точки Г3 и Г4, а так же Т3 и Т4 должны рассчитываться "Окружность груди/талии"/4 +/-1 см.
      Если не права - извините. Но у меня только так построилась выкройка

      Удалить
    2. Остальные точки я исправила тоже, но расчёт делением на 4 плюс один тоже не верный.
      Например, снятая мерка 16:2+1 = 9, 9:2 + 1= 5,5, а при вашем расчёте получается 16:4+1 = 5.
      Эти пол сантиметра кажутся не значительными, конечно...
      В любом случае, спасибо, что обратили моё внимание на эту описку в материале.

      Удалить
    3. Хм, пол сантиметра в 20-сантиметровой кукле - это значительно :)

      Я снова с вопросом (извините за полуночную надоедливость):
      На линии груди от точки Г отложите отрезок равный расстоянию Г - Г1, делённому на два, плюс 1см, полученную точку обозначьте Г3.
      От точки Г1 по линии груди отложите отрезок, равный расстоянию Г - Г1 делённому на два, минус 1 см, полученную точку обозначьте Г4.

      Точку Г1 мы получили проведя перпендикулярную линию от точки Б1.
      А Б1 мы получили поделив окружность бедер на 2.
      Т.е. если я сейчас возьму отрезок Г-Г1 и поделю на 2+1см то я получу точку Г2, которая нарисовалась вертикальной линией от Б2... Ведь Б2 мы считали "отрезок Б-Б1 деленный на 2+1см"

      Удалить
    4. Быть может надо брать отрезок Г-Г2 и его делить на 2 и +/- 1см?
      И соответственно Т-Т2?

      Удалить
  14. Вот я чувствовала, что что-то не так!! Когда строится настоящая выкройка, то все мерки изначально записываются, как полуокружности и с ними уже работаешь, я на автомате так и понаписала! Точки на линии груди и линии талии рассчитываем по формуле (1/2 снятой мерки + 1 см): 2 и плюс или минус 1 см. Сейчас поправлю.
    Всё-таки, хорошо, когда вторые внимательные глаза смотрят!!!

    ОтветитьУдалить
  15. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  16. Оксана, вот написала, что можно для плоскогрудой куклы по вашему расчёту сделать, но удалила, потому, что нельзя, не получится, то, что нужно. Скорее можно просто от точки Г2 отложить по 1 см в обе стороны, но это только для плоскогрудых кукол.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марыся, я ни в коем случае не претендую на правильность своих расчетов! :)
      Я писала выше, что сегодня день ушел на смарку и платье было выкинуто в мусорку. Именно из-за неумения строить выкройки. Поэтому я так и обрадовалась, когда нашла Ваш МК. А когда не смогла расставить точки, то стала думать как бы их таки впихнуть. Поэтому такие варианты и предлагала.
      Уверяю Вас, что я совсем без знания дела, а чисто логически (раз рисуем 1/4 платья, значит делить надо на 4).
      Спасибо за исправления. Завтра с утра я снова у Вас. Буду покорять таки этот крой. :)

      Удалить
  17. Оксана, это вам огромная благодарность!!!!! Я бы сама это в жизни не увидела, глаз замыленный же. А у вас, явно, способности к этому, раз не бросили, а сумели найти логику, пусть и не совсем точную. Пишите, всегда, если что. Я просмотрела дальше, ещё описку нашла, уже поправила. Просто сначала же строила всё и фоткала, потом в фотошопе обрабатывала и все обозначения ставила, а потом только описывала уже здесь в админке. На обработку примерно 12 часов ушло, и конечно, я описывала уже в тумане))), вот и понаписала на автомате шопопало, а там уж, хоть сто раз читай, не увидишь ничего. На свежую голову надо будет ещё раз всё проверить.

    ОтветитьУдалить
  18. Вот именно то, что искала, копаясь в сети! Спасибо, Марыся!!! Везде дается готовая выкройка или построение на человека, но не на куклу! А так хочется попробовать сшить именно для конкретной куколки! Снова СПАСИБО!
    Сама только что сделала свой первый МК по кукле-тильда и поняла, что МК - это огромный труд! Мне еще учиться!!! Урааа! Есть куда расти!!!

    ОтветитьУдалить
  19. Здравствуйте, потрясающий мастер класс, была невероятно рада когда нашла, но что то у меня не сходится, не могли бы вы мне немного помочь?

    ОтветитьУдалить
  20. Здравствуйте, Фея! Конечно, помогу, чем смогу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вопрос достаточно объемный. У меня есть кукла, не тряпичная, а пластмассовая. Вполне себе вроде стандартная куколка, рост около 35 см. Плоскогрудая. Вот мои замеры. Длина изделия 13, длина до талии - 7, длина до груди - 4, окр груди - 18, окр талии 18, окр бедер - 22, плечо - 2, горловина -2.Перестраивала выкройку уже раз 5, но все упирается в ширине плеча. Когда написано что ш1-п должно равняться длине плеча, то у меня выходит точно не 2, а все 4. И если перенести точку п то пройму нарисовать округлой никак не получается. точка п находится левее чем точка п4. Бьюсь уже головой но никак не могу понять где у меня ошибка, или под данную куклу не подходит..

      Удалить
    2. может быть мне описать мои вычисления.. просто фото тут ведь никак не добавить

      Удалить
    3. Я поняла суть вашего вопроса. Xтобы дать ответ мне нужно увидеть фото куклы и фото,как вы измеряете плечо куклы. Пришлите, пожалуйста их на мой емейл madu@ukr.net

      Удалить
    4. Отправила. если нужно могу и мои попытки прислать

      Удалить
  21. Для тех, кто следит за комментариями. У феи была маленькая ошибка в снятии мерки "горловина", поэтому выкройка не шла. Так бывает. Это как раз, тот случай - когда учишься и приобретаешь неоценимый опыт. Фея - молодец, что не бросила с досады. Нашла время, чтоб разобраться, не постеснялась задавать вопросы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, из за одной мерки ничего не выходило. Зато куколка теперь в модном топе одета, правда пока без застежек. А на днях мне, ну точней нам с дочей, подарили новую куколку, кинулась на нее строить выкройку и снова появились вопросы. Она дама с небольшой грудью. Высоченная шарнирная красавица. Опять не строится пройма. Я пробовала и 1 см прибавлять к бедрам, и 0,5 см как на предыдущую куколку. Но все не то. Я видела в посте что для грудастых дополнительные построения, но куколка не текстильная и я не знаю параметр - "длина выточки на выкройке куклы". Поможете еще раз разобраться?

      Удалить
    2. Фея, здравствуйте. Я помогу, конечно, но я не поняла суть вопроса. Давайте опять фото куклы и снятые мерки мне на почту

      Удалить
    3. Получилоооось!!)))))) Теперь пошла учиться моделировать)

      Удалить
  22. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить