Сегодня покажу, как сшить маечку для вашей куклы.
Как и трусики, она образца 60-х годов прошлого века.
В комплекте - это может быть законченный вариант для жаркого летнего дня на природе или в песочнице.
Ой, что-то я совсем заигралась )))))
Ну да ладно! От этого ведь никому не хуже, правда?
Хочу напомнить, что любой может сделать так, как ему удобнее, а я делюсь своим опытом и знаниями.
Сначала промоделируем основу выкройки. Для этого обведём основу выкройки (спинку и полочку), проигнорируем при этом выточки, затем, найдём середину линии плеча. На фото видно, что из этой точки уходит перпендикуляр до линии груди. Не обязательно его рисовать, но нужно учесть, что рисовать лямочки нужно начинать параллельно этой линии. По линиям центра деталей откладываем глубину выреза по переду и по спинке. Эту величину просто измеряем прямо на кукле. Пройму тоже расширяем, опустив по боковому шву на линию груди.
Обводим выкройку. Вырезаем.
Раскладываем выкройку на ткани. Долевая нить должна идти по направлению сверху вниз. Обратите внимание, что по центру переда сгиб ткани, т.е. деталь переда будет одна, а центр спинки кладём на срез ткани, сделав отступ от края на припуск и на ширину планочки под петли и пуговицы. Да -да, маечка будет застёгиваться на спинке. Такую модель я предлагаю потому, что у нас всё-таки, не живой ребёнок, а кукла. Застёжка сзади очень облегчает процесс переодевания. Безусловно, трикотажную маечку можно и через голову надеть и даже через ноги, но сегодня мы шьём не из трикотажа.
Вырезаем детали с припусками 1 см по плечевому и боковому швам и 0,5-0,7 по горловине и пройме.
Смётываем ( продолжаю настаивать на этом этапе работы) плечевые швы.
Делаем стачной шов либо на машинке, либо вручную швом "назад иголка".
Обрабатываем срезы и разутюживаем припуски в разные стороны от шва.
Заготавливаем подкрой для обработки круглых срезов. Это необходимо для аккуратного внешнего вида. Это как-бы припуски. Но на круглых срезах цельнокроеные припуски выглядят не аккуратно, тянут, морщат, словом, портят внешний вид. Поэтому сделаем подкрой. Тем более, что я обещала это, когда рассказывала про трусики, помните?
На этой же ткани, или другой, более тонкой, но обязательно, сходной по составу,
раскладываем будущую маечку, как показано на фото.
раскладываем будущую маечку, как показано на фото.
Обязательно соблюдаем направление долевой нити - оно должно совпадать на лоскутке и на заготовке.
Обводим по по срезу горловины, отмечаем контрольными точками линию плеча. Убираем заготовку и дорисовываем контур. Ширину контура соизмеряем с шириной плеча. У меня это чуть больше половины длины плечевого шва. Это подкрой для обработки горловины.
Для заготвки подкроя проймы ткань, складываем вдвое. Детали маечки раскладываем, как показано на фото, совмещая долевую нить по ткани со сгибом передней детали. Точно так же, обводим срез по контуру, отмечаем контрольную точку плеча,
Обязательно отмечаем, где спинка, где полочка. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!
Дорисовываем контур такой же ширины, как и на горловине.
Вырезаем детали БЕЗ ПРИПУСКОВ!
Чтобы точно перенести контрольную точку на парную деталь, можно использовать специальное приспособление, которое продаётся в магазинах для рукодельниц. Но если у вас нет такого приспособления, предлагаю поступить по старинке - проложить силки. Это очень занятный процесс, скажу я вам! Сначала по меткам контрольной точки прокладываем смёточный шов, но нитку не протягиваем, а оставляем петельки, как показано на фото.
Отрезаем нитку.
Разъединяем детали и растягиваем в стороны до тех пор, пока нитка не натянется и петли не исчезнут.
Смотрите на фото.
Разрезаем нитки, между деталями по середине,
и на каждой детальке получаем торчащие кусочки ниток, продёрнутые ровно по нужной нам линии.
Вот здесь хорошо видно. Линия плеча отчётливо "прочерчена", и она, гарантировано расположена точно там же, где и на парной детальке, на которой мы отмечали эту линию прямо по выкройке. Повторяю - это приём работы наших мам и бабушек и наверное, пра-пра-прабабушек. Всех приверженцев прогресса прошу не волноваться и использовать современные средства и приёмы работы.
Раскладываем подкрой лицевой стороной к основной детали, обязательно проверяем, чтоб спинка легла на спинку, а полочка на полочку (помните, мы делали отметки на подкрое?).
Примётываем в такой последовательности:
по горловине - от центра спинки в одну сторону, потом от центра спинки в другую сторону;
по пройме - от линии плеча по спинке к боковому срезу, потом от линии плеча по полочке к боковому срезу.
Соединительный шов прокладываем в один приём. По горловине от среза по одной полочке через спинку до среза на второй полочке. По пройме от бокового среза на полочке через плечевой шов до бокового среза на спинке. Можно на машине, можно вручную, швом "назад иголка".
Припуск на боковом срезе заутюживаем, как показано на фото, на основную деталь. ЭТО ВАЖНО!
Смётываем боковой шов.
Начинаем от низа основной детали, по прямой линии до шва присоединяющего подкрой.
На этом шве делаем поворот на 45 градусов и выводим смётку на уголки подкроя.
Смотрите на фото.
Стачной (соединительный шов) прокладываем в обратном направлении.
Обрабатываем срезы, разутюживаем припуски в разные стороны от шва.
Помните, по центру детали спинки мы рисовали две вертикальные полосочки?
Сейчас работаем с ними.
Припуск по шву, присоединяющему подкрой к горловине, заутюживаем на основную деталь.
Припуск по центру спинки на обеих деталях подворачиваем, наживляем (примётываем).
Обратите внимание на срез подкроя - он также подвёрнут и вообще, является уже продолжением основной детали.
Подворачиваем ещё раз по линии, которой мы отмечали планочку для петель и пуговиц, и тоже наживляем. Тщательно заутюживаем планочку.
Подкрой и по горловине, и по пройме заворачиваем на изнаночную сторону и вымётываем по самому краю. Тщательно заутюживаем, следим, чтобы припуски на плечах и на боках лежали в разные стороны от шва, не завернулись и не морщили.
С изнаночной стороны закрепляем подкрой ручным швом "козлик".
Этот шов применяется в тех случаях, когда нужно закрепить необработанный край деталей.
Как его сделать, смотрите на фото.
Пропускаем иглу под край и протаскиваем наверх ( узелок остаётся между слоями ткани)
На 1 мм ниже среза делаем малюсенький стежок справа налево. Протаскиваем нить.
Прошу учесть, что фото делались в режиме макросъёмки, поэтому стежки выглядят гигантскими.
Следующий стежок, тоже малюсенький делаем на уровне узелка, но сместившись вправо, затем, опять внизу, потом снова вверху, как показано красными линиями на фото.
Начинаем с горловины. Там, где подкрой горловины накладывается на подкрой проймы, шов так и прокладываем, накрыв один срез другим. По пройме прокладываем шов начиная от места пересечения слоёв через боковой шов, до места пересечения с другой стороны. На боковых швах нижние стежки прокладываем по припускам, стараясь не зацепить внешний слой ткани. Наеюсь, понятно описала. Если что, спрашивайте - ещё раз объясню и подкорректирую описание.
Вот такая аккуратная изнанка получается после всех этих манипуляций. Они кажутся сложными только на первый взгляд. Одного раза будет достаточно, чтоб понять суть и запомнить навсегда, как это делается.
Подбираем пуговки
Размечаем петельки чуть шире, чем диаметр пуговиц. Только совсем чуть-чуть шире!!!
Петли можно пробить на машине, а можно сделать вручную.
Для этого прокладываем шов, похожий на ручной обмёточный, только не через край, а по самой ткани.
На концах шва делаем закрепки.
Смотрите последовательность действий на фото
На следующих двух фото показана закрепка
Столбик с другой стороны петли
В общем, навык не сложный, но нужна ещё и сноровка. Я вот давно петли не делала, поэтому столбики не идеальные вышли. На второй петле уже лучше, а на третьей и вовсе замечательно будет.
Кое-кто может сказать, зачем показывать то, что не вышло идеально. В целом, конечно, будут правы... Но, когда человек, ни разу не делавший ручную петлю, посмотрит на идеальные столбики и безупречные закрепки, он может подумать, что сам так не сможет никогда. А вот когда видно, что сначала получается не идеально, но с опытом всё становится, как надо, то любому не страшно браться за самые, на первый взгляд, сложные операции.
Вот мы и закончили маечку для вашей куклы. Любуемся?
У меня такая была.
Хоть я дитя 70-х, и трикотажное детское бельё уже стало появляться,
но тотальный дефицит его ко мне не слишком охотно подпускал.
На сегодня ффсё!
Ах, нет, не всё! Во-первых, про подкрой. Помните, когда делали трусики, резинки пришивали, и я сказала, что можно делать кулиски для резинки при помощи подкроя. Так вот, про подкрой вы теперь всё знаете. Добавлю только, что для кулиски он выкраивается пошире, первый срез закрепляется, как вы уже знаете, а второй подворачивается на 3-5 мм и пришивается соединительным швом. При этом, оставляется отверстие в шве для того, чтоб продеть резинку. Надеюсь, понятно.
Во-вторых, хочу ещё раз рассказать, зачем все эти смётки в одну сторону, строчки в другую, ручные швы и петли, закрепки и "козлики". Где-то я уже писала, что получала профильное образование по специальности "Индивидуальный пошив женской, мужской и детской одежды". Ключевое слово "индивидуальный". Все эти приёмы используют мастера, которые для каждого клиента строят выкройку основу по индивидуальным меркам, моделируют каждую деталь с учётом фигуры клиента, шьют и обрабатываю изделие, ориентируясь на лишь одного человека - заказчика именно этой вещи. Всё это очень отличается от массового пошива, где просто нет возможности учитывать индивидуальные особенности. Поэтому, размеры усреднены, процессы оптимизированы, нюансы исключены.
Но у нас ведь объект конкретный, правда? Ваша кукла, именно эта, именно сейчас.
Вот почему...
Но, повторюсь, всё это для гурманов.
Вот теперь ФФСЁ!!
Данный мастер-класс является объектом моего авторского права.
При цитировании или копировании на другие ресурсы прошу давать ссылку на мой блог,
по возможности, активную
С любовью, Марыся Семицвет.
Марыся, какая же ты молодец! Мне теперь стыдно за свои одежки))))
ОтветитьУдалитьТююю, Лена!!! Не нужно ничего стыдиться!!! Всё, что мы делаем, даёт нам опыт!!! Кроме того, а судьи кто? Я рассказываю, что знаю, в надежде, что кому-то это будет интересно и пригодится. Но это совсем не значит, что только так правильно и хорошо. Я знаю великолепных мастериц, которые собирают шикарнейшие наряды куклам и крепят их на горячий клей. И никто никогда не увидит и не поймёт, что пошито не по правилам и стандартам, а так, как было удобно мастеру в данный момент. Нет никаких правил! Есть творчество! Просто, если кому-то захочется повозиться, мои МК смогут просто облегчить задачу.
ОтветитьУдалить